03 сентября 2022

Драма «Королевство полной луны»


Оригинальное название: Moonrise Kingdom
2012 г., США, 90 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Уэс Андерсон  
В ролях: Джаред Гилман, Кара Хэйуорд, Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Фрэнсис Макдорманд, Харви Кейтель, Джейсон Шварцман
Бюджет: 16 млн. USD

1965 год. Есть в Атлантическом океане у берегов США (вымышленный авторами) остров Нью-Пензанс. Местного населения всего ничего, лишь крохотный скаутский лагерь «Айвенго» даёт небольшой демографический всплеск.

Вожатый лагеря Уорд (Эдвард Нортон), как обычно, совершает утренний обход и собирает детей на завтрак. Вдруг выясняется, что один из пацанов сбежал. А в палатке оставил записку: мол, не переживайте, он просто «уходит» из скаутов.

Уорд в растерянности (такого ещё не бывало на его веку) организует детвору в погоню. Ребята откликаются не слишком охотно: они недолюбливают странноватого, не от мира сего Сэма Шакаски (Джаред Гилман). 


Параллельно вожатый сообщает о пропаже мальчика шерифу острова – стареющему капитану Шарпу (Брюс Уиллис). Вместе они связываются с «большой землёй» и с удивлением узнают, что Шакаски – сирота, его биологические родители погибли. А приёмные не хотят больше видеть его в своём доме, устав от странностей ребёнка.

Пока суд да дело, выясняется, что из дома сбежала Сьюзи (Кара Хэйуорд), малолетняя дочь Бишопов, Уолта (Билл Мюррей) и Лоры (Фрэнсис Макдорманд). Родители не досчитались кота, жёлтого чемодана и проигрывателя грампластинок и нашли переписку девочки с Сэмом, которого, как оказалось, она давно знает. Стало понятно, что дети бежали вместе. 

Они действительно топают через остров дружной парочкой, и Сэм всячески демонстрирует, что он настоящий скаут. Им хорошо вместе, ибо у них много общего. Сьюзи – тоже непростой ребенок, замкнутая и не очень-то уравновешенная. Родителям трудно с ней, а ей – с ними. К тому же, она знает, что у матери интрижка с шерифом Шарпом, что её совсем не радует.

Детей ждёт полное приключений путешествие к Приливной бухте. Там у них будет много времени, чтобы поделиться сокровенными мечтами, потанцевать под прихваченный Сьюзи проигрыватель, изведать первый поцелуй. И неважно, что совершенно непонятно, что же делать дальше… 


Тем временем товарищи-скауты, ещё недавно недолюбливавшие Шакаски, под впечатлением последних событий прониклись уважением к Сэму и его отношениям со Сьюзи и решают организовать их побег с острова. На который уже надвигается небывалый шторм…

Кино о детях не для детей


Это внешне довольно лёгкое кино на самом деле – непростая драма. И никакая не комедия, как многие почему-то определяют. Да, есть немало забавных моментов, но это попытка не рассмешить, а показать трогательную детскую наивность и непосредственность.

Картина, с одной стороны, требует определенного напряжения ума и снята в первую очередь для взрослой аудитории. Это абсолютно авторское, внежанровое кино. Как признает сам режиссёр Уэс Андерсон, который в соавторстве со своим постоянным партнёром Романом Копполой (сыном Фрэнсиса Копполы) написал и сценарий к фильму, в нём немало личного, из собственного детства. Того, как он справлялся с разводом родителей.

Фильм требует и кое-какой эрудиции, поскольку в нём прослеживаются некоторые немаловажные аллюзии. Есть, к примеру, параллели с историей про всеочищающий потоп и Ноев ковчег, которая цитируется фактически в лоб.

Но главное обращение – к «Мертвецу» Джима Джармуша. Сэм Шакаски – это маленький Уильям Блейк, с которым его роднит как внешнее сходство, так и некоторые другие детали. А также суть его путешествия – познание окружающего мира и своего истинного «Я». Роль индейца досталась девочке, так же тяготеющей к литературе.


Однако если серо-белый «Мертвец» скрипуч и тяжёл, буйствующее красками «Королевство полной луны» лёгкое и немного игривое. И несмотря на то, что снят фильм Андерсона явно в первую очередь для взрослых, чтобы напомнить им о детстве, его вполне могут посмотреть и подростки, которые наверняка найдут что-то и для себя. Идеальный, наверное, вариант – семейный просмотр.

Многие критики посчитали, что в фильме чувствуется влияние французского кино новой волны, и обычно приводят в пример «Амели».

Да, в стилистике фильмов много общего. Но есть ещё один нюанс. Обе картины, если так можно выразиться, весьма мультипликационны. В случае «Королевства» это особенно бросается в глаза, когда в самом начале демонстрируются сценки из жизни семьи Бишоп и их дом, красочный и игрушечный, как в кукольных мультфильмах. А перед «Королевством» Андерсон как раз снял кукольный мультфильм «Бесподобный мистер Фокс». Это влияние, как мне кажется, куда существеннее, нежели французское.

Сюжет прост, как пять копеек, но он не имеет особого значения. Всё, что происходит в фильме – лишь фон, на котором раскрывается внутренний мир взрослеющих Сэма и Сьюзи и окружающих их взрослых. Великолепные, сочные пейзажи (мои комплименты операторам!) мягко переплетаются с прекрасной дружбой-любовью главных героев.

Здесь случилось и лёгкое прикосновение к эротике, при всей очевидности настолько тонкое и целомудренное, что фильм в пуританских Штатах получил ограничение к просмотру возрастной категории всего до 13 лет.


Большая заслуга во всём этом и самих ребят, превосходно исполнивших главные роли. Дети, как правило, не умеют играть, у них нет и не может быть актёрской техники. Но они умеют мечтать и вживаться в чужую жизнь, искренне посчитав её своей. Гилман и Хэйуорд с помощью Андерсона именно так и поступили, полностью перевоплотившись в своих героев.

Звёздный фон


Андерсон сумел собрать в фильме целый ансамбль американских кинозвёзд, которые явно работали не за деньги, а чисто ради искусства (о чём свидетельствует весьма скромный по голливудским меркам бюджет). Кому-то может показаться, что привлечены они больше для заманивания публики громкими именами. Ведь роли у них в большинстве своём небольшие и вроде как банальные. На первый взгляд.

Взять хотя бы стареющего шерифа Шарпа в исполнении Уиллиса. Невзрачный одинокий неудачник, в котором нет и тени Макклейна из «Крепкого орешка». У него скучнейшая работа на тишайшем острове, его всё-таки бросает Лора Бишоп, которая не решается уйти от мужа, потому что семья для неё – превыше всего. Но у него доброе сердце и он не может позволить, чтобы сироту Шакаски отправили в приют. И в итоге совершает отчаянный, мужественный поступок.

А Уорд Нортона? Что может быть смешнее «профессии» вожатого отряда скаутов, формально числящегося учителем физики, но ни дня не преподававшего? И пацана он прошляпил! Но когда вдруг возникла экстренная ситуация и нужно немедленно спасать людей, именно он взваливает на себя раненного командира Пирса (эту совсем крохотную роль исполнил Харви Кейтель) и лидерство в большом коллективе.

Хороший дуэт сложился у Мюррея и Макдорманд. У них и времени-то экранного всего ничего (особенно у Мюррея), но его хватило, чтобы передать тоску отчаявшихся людей, которые живут под одной крышей давно уже только ради детей, прекрасно понимая, какую боль друг другу причиняют.


Но больше всего из взрослых персонажей мне понравилась служащая социальной опеки в исполнении Тильды Суинтон. Самый яркий фрагмент – её разговор с Шарпом и Уордом по телефону. Суинтон блестяще показала мымру, для которой подопечный сирота не несчастный, одинокий ребёнок, а всего лишь очередное рутинное рабочее задание.

Андерсон – большой меломан. Посему «Королевство полной луны» насыщено хорошей музыкой, которая делает завершенным настрой фильма. Изобилующего яркими красками, неброскими, но сильными эмоциями и лёгкой ностальгией по детству. Которое прекрасно, несмотря ни на что!

Моя оценка – пять с плюсом из семи возможных баллов. Смотреть фильм можно и дома, это камерное творение (я бы даже сказал «киноспектакль») не требует большого экрана. Нужно только подобрать подходящее настроение и обязательно быть готовым немного подумать над увиденным.

Кстати, хоть в США фильм вышел в ограниченный прокат, он уже принёс неплохую прибыль продюсерам. Конечно, помогли и громкие имена, которые поманили публику в кинозалы. Но какая разница, что влечет зрителей к хорошему кино? Главное, что Уэс Андерсон теперь гарантированно получит внушительный бюджет для следующего фильма.

Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка:
1234567 
Убойная сила: 1234567

Фильм на IMDb
Фильм на «Кинопоиске»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ: