Оригинальное название: Chain Reaction
1996 г., США, 107 мин.
Жанр: фантастика, триллер, драма
Режиссер: Эндрю Дэвис
В ролях: Киану Ривз, Рейчел Вайс, Морган Фримен, Фред Уорд,
Кевин Данн, Брайан Кокс
Бюджет: 50 млн. USD
Рецензия была написана в 1996 году для еженедельника «День за днем».
Если у нас, в бывшем СССР и во всей Восточной Европе, фантастика в 90-е годы пребывает в полном «загоне», то на Западе совсем наоборот: лицо американского обывателя, уверенного в своём сегодняшнем дне, обратилось в будущее, и Голливуд обрушил на него целую лавину фантастических лент.
Вспомним хотя бы такие картины, как «Звёздные врата», «Конго», «Джонни-Мнемоник»… В последней из перечисленных весьма успешно поработал Киану Ривз. Видимо, фантастический жанр полюбился удачливому канадцу, и в нынешнем году он снялся у Эндрю Дэвиса в остросюжетном фантастическом фильме под заманчивым названием «Цепная реакция».
Вообще-то фантастический элемент (создание группой учёных экономически рентабельного реактора, расщепляющего воду на водород и кислород) – лишь шампур, на который авторы фильма нанизали лакомые кусочки приключений, могущих происходить в нашем мире по любому поводу. По большому счету с неменьшим успехом на месте чудесного реактора могла оказаться принципиально новая чудо-картофелерезка – тоже нехилые деньги, за которые следует изрядно побегать и пострелять; а главное всем героям ленты было бы предельно ясно, за чем они охотятся или что защищают.
В «Цепной реакции» Киану Ривз предстаёт перед нами в роли молодого и талантливого ученого-механика Эдди Казаливича, волею случая ставшего первооткрывателем недостающего элемента для стабилизации реакции расщепления воды. Но в остальном он совершенно обычный парень, в отличие от Джонни-Мнемоника не имеющий в мозгу чудесного устройства для расширения памяти и трогательного стремления во что бы то ни стало вернуть утраченные воспоминания об обязательно светлом детстве. У Казаливича вообще нет никакого прошлого: нехорошие парни из ЦРУ просто подставили его в качестве китайского шпиона, вот он и мечется по экрану в поисках истины…
Только глядя на его манёвры, ей-богу, иной раз зевать хочется. Ну не греет! Хотя упорство Казаливича, с которым тот борется за жизнь свою и милой подруги и коллеги мисс Синклер, заслуживает уважения. Как и то, что авторы фильма не загрузили своего героя (в отличие от ван-даммовского пожарного во «Везапной смерти») невесть откуда взявшимися навыками спецназовца. Они просто допустили вероятность того, что простой крепкий и смелый парень в определённых обстоятельствах может спутать карты даже нескольким матёрым головорезам, не ожидающим от жертвы активного сопротивления. Надо признать: получилось это достаточно убедительно.
Что касается милой мисс Синклер (Рейчел Вайс), то её присутствие на экране рядом с Казаливичем придумано непонятно для чего. Да, она такая же страдалица, как и он, – ну и что? Впрочем, запамятовал: мисс Синклер целых два или даже три раза сковородкой и ломом помогала герою Ривза завершить спор с некоторыми несговорчивыми оппонентами. Иными словами, вместо того, чтоб прятать рояль в кустах, создатели фильма заставили Казаливича таскать его с собой…
Нас, выращенных в телогрейке, всю жизнь стращали мерзкими буками из всесильного ЦРУ. «Цепная реакция» развеивает напрочь нелепую легенду времён «холодной» войны. Для компрометации Казаливича и Синклер маститые агенты не находят ничего лучшего, как одному подложить на чердак коробку с четвертью миллиона долларов (это вроде как за информацию о реакторе, грозящем поставить на уши всю мировую экономику), а другой отправить факс с приглашением в Шанхай на рандеву с китайской разведкой.
И ФБР достойно своего конкурента – подкидышей таких там кушают очень даже охотно; лишь пару дней спустя самые даровитые начинают задумываться: «А че это мы, братцы?» Один-один!
Только очень скоро «Крутолобики из Лэнгли» резко вырываются вперёд, ибо на сверхсекретный подземный объект ЦРУ Казаливич проникает проще, чем любой из нас на Эстонское радио! Мало того, утомившись от долгой ходьбы по коридорам, он делает привал в самой засекреченной лаборатории (где ведутся работы с копией уже известного нам реактора), чё-то там точит-сверлит, ковыряется в реакторе, со скучающей физиономией влезает в компьютерную систему этого подземного царства и творит такое!..
Впрочем, невзирая на все перечисленные «уши», периодически свисающие с экрана, фильм всё равно сделан неплохо. Есть немало работ, снискавших всенародную любовь со всей громадой откровенных недостатков. А в «Цепной реакции», помимо интригующей идеи создания революционной технологии, присутствует чёткий сюжет и масса добротно исполненных трюков и спецэффектов (особенно впечатляющи водородные взрывы). В конце концов, и актёрский состав подобран совсем не слабый. Так что любителям приключенческого кино, не страдающим манией изучать с лупой каждый подозрительный кадр, стоит посмотреть этот фильм от самого начала и до «счастливого хеппи энда».
2012 г. Последний абзац прошу считать недействительным. По неопытности я полагал, что писать надо рецензию как-нибудь так, чтобы не отбить у читателей охоту сходить даже на посредственный фильм. А врать не умел. Отсюда такое скрещивание ежа и удава. На самом деле, смотреть там нечего. Разве что водородные взрывы сделаны и впрямь впечатляюще. И не спасают это слабенькое кинцо собранные в нем звезды. Даже Морган Фримен, на которого всегда приятно посмотреть. Так что два с плюсом из семи возможных баллов.
Собственно, неутешительные результаты проката подтверждают мои выводы. При затратах в 50 млн. долларов фильм собрал по миру всего 60 млн. Чтобы стать прибыльным, он должен был добраться хотя бы до 100 млн.
Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 1234567
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 1234567
Комментариев нет:
Отправить комментарий