Я по жизни абсолютная «сова»: наиболее активен вечером и ночью, ложусь спать под утро, встаю в районе полудня. Поэтому для меня жить по распорядку «жаворонков», который господствует в подавляющем большинстве организаций – сущий ад. И я на дух не выношу недоумков, корчащих из себя специалистов в медицине и биологии (даже с соответствующими дипломами) и уверяющих, что никаких «сов» не существует, мол, всё это блажь.
Вообще человек я довольно мирный, но вот этим людям могу много чего в их адрес высказать. Потому что полжизни прострадал, подстраиваясь под график «жаворонков». Да и знаком с работами настоящих учёных, которые признают, что в человеческой популяции, говоря упрощённо, примерно по 20% как выраженных «жаворонков», так и «сов», а остальные могут подстраиваться под любой режим по обстоятельствам.
Мучения начались ещё в школе: там с четвёртого класса стал ходить в утреннюю смену и вставать в шесть утра. Потом на работу – в тот же час… Но на гражданке можно хотя бы периодически отсыпаться.
В армии было особенно трудно. Мало того, что организм плохо подстраивался под жёсткий военный распорядок, так ещё и его постоянно нарушали наряды и ночные смены.
Уже в учебке я столкнулся с тем простым фактом, что в выходные не отоспишься, особенно если тебе «повезло» угодить в наряд. Спать там дают в несколько приёмов, часть которых выпадает на день. То есть за сутки добираться до Морфея (а на это уходит время) приходится неоднократно, да ещё и в те часы, когда неизбежен шум. Бывают, конечно, люди, которым удаётся отрубаться в любое время дня и ночи хоть по пять раз за сутки, но у большинства с этим некоторые сложности. А мне приходилось совсем туго.
Я служил уже в пору разраставшейся демографической ямы, призывников становилось всё меньше. К тому же, как я упоминал много раньше, наша 6-я армия ПВО неохотно брала к себе парней из исламских республик СССР. Не столько из расистских предубеждений (хотя и не без этого), сколько из-за низкой квалификации тамошних кадров и сложностей с русским языком. В итоге в частях был страшный недобор и повышенная нагрузка на рядовой состав.
В нормальных условиях полного штата можно планировать график так, что солдат будет попадать в наряды и ночные смены не слишком часто, у него найдётся время отоспаться, более или менее прийти в себя. Для нас это было всё удаляющейся мечтой.
Причём дурость политизированной советской военной системы вдвойне усугубляла проблему. В чём это проявлялось, расскажу в следующем фрагменте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий