02 октября 2024

Фантастический боевик «Голодные игры»


Оригинальное название: The Hunger Games
2012 г., США, 142 мин.
Жанр: фантастика, боевик, драма
Режиссер: Гэри Росс
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Вуди Харрельсон, 
Стэнли Туччи, Дональд Сазерленд, Элизабет Бэнкс, Ленни Кравиц, 
Уэс Бентли, Уиллоу Шилдс, Лиам Хемсворт   
Бюджет: 78 млн USD

Далёкое будущее. Взросшая на ошмётках США деспотия Панема, около столетия назад пережив разрушительную гражданскую войну, разделена на два совершенно разных общества. Полуголодные пролетарско-крестьянские окраинные земли, поделённые на дюжину дистриктов, кормят купающуюся в роскоши огромную столицу Капитолий (явно Вашингтон).

В двенадцатом дистрикте живёт Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс), её мама (Паула Малкомсон) и младшая сестрёнка Примроуз (Уиллоу Шилдс). Отец семейства погиб на шахте, и осиротевшие женщины живут очень трудно даже на фоне своего бедного окружения. Правда, Китнисс ловко браконьерничает в закрытой лесной зоне, охотясь с луком на белок и прочую попадающуюся под руку живность, и это помогает им как-то сводить концы с концами, а Китнесс – носить стильную кожаную курточку. А ещё у неё есть дружба-любовь – симпатяга Гэйл (Лиам Хемсворт).

Всё бы ничего, да в державе практикуется такая ежегодная национальная забава – «Голодные игры». Для коих из каждого дистрикта выбирается разнополая пара, которая после небольшой подготовки вступает в грандиозную схватку на выживание, транслируемую телевидением по всей стране. Победитель может быть только один, и миллионы напряжённо следят за братоубийственной мини-войной, болея за представителей своего дистрикта.

И вот проходит лотерея («Жатва») на участие в очередных, 74-х «Голодных играх». В двенадцатом дистрикте её проводит размалёванная столичная штучка Эффи Тринкет (Элизабет Бэнкс). Кто бы мог подумать, но роковой жребий падает на малолетнюю Примроуз! Китнисс не может этого допустить и вызывается добровольцем на замену девочке – первым за всю историю дистрикта. В партнёры ей попадает Пит Мелларк (Джош Хатчерсон), смазливый тихоня, о котором нам поначалу известно лишь то, что он лихо бросается буханками подгоревшего хлеба из пекарни своих родителей.

Паре назначают тренера или, как их называют в Капитолии, ментора – пьяницу Хеймитча Эбернети (Вуди Харрельсон), который когда-то выиграл «Голодные игры». Он без обиняков объявляет своим подопечным, что они уже почти трупы, но потом уступает задору юнцов и начинает учить их уму-разуму. Особенно напирая на то, что предстоящая бойня – это шоу, в котором судьба участников во многом зависит от спонсоров, способных подкинуть в нужный момент понравившемуся трибуту еды, лекарства или ещё чего.

Две недели отведено на усиленные тренировки и смотрины для спонсоров. Китнисс и Пит слегка прибалдели от атмосферы огромного, богатого мегаполиса с толпами вычурно разодетых и намалёванных, жеманных жителей столицы, от тех роскошных апартаментов, в которые их поселили перед играми. И от тех соперников, с которыми им предстоит схватиться.

Самые страшные – трибуты из пары специфических дистриктов, настоящие головорезы, которых, оказывается, многие годы готовят для игр, почему они почти всегда побеждают.


Как ни странно, довольно замкнутая Китнисс очаровывает своего ментора, подметившего в ней особый дар бойца, стилиста Цинну (Ленни Кравиц), разглядевшего в ней прекрасную женщину, и одного из трибутов – девочку Руту (Амандла Стенберг).

Впечатлились даже режиссёр «Голодных игр» Сенека Крейн (Уэс Бентли), которому Китнисс продемонстрировала своё виртуозное владение луком, и президент Сноу (Дональд Сазерленд).

Но главным событием стало признание Пита в давней любви, которое он сделал в прямом эфире одной из подготовительных передач шоу, его ведёт Цезарь Фликерман (Стэнли Туччи). Эбернети в восторге, потому что любовь двух трибутов гарантирует интерес публики и спонсоров, но сама Китнисс в отчаянии. Вот-вот начнутся «Голодные игры», дойти до финала которых суждено лишь одному из них…

74-й «Бегущий человек»


«Голодные игры» – экранизация первой части популярной в США и даже за их пределами антиутопической трилогии Сюзанн Коллинз. Не читал, поэтому осуждать не собираюсь. А вот фильму достанется.

Ладно, пусть уж перепевают «Бегущего человека» и тому подобные фильмы. В конце концов, любую идею можно реализовать как-нибудь по-новому. Проблема в том, что у создателей этой картины не только ничего нового не получилось, у них вообще ничего толком не вышло.


Я ни фига не понял, в чём смысл этих «Голодных игр». В фильме даётся какое-то мутное объяснение, но оно меня нисколько не удовлетворило. Ах, когда-то была жутчайшая гражданская война, ах, перерезали друг друга почти под корень. И когда одна сторона всё же победила, решили, чтобы не ссориться больше, проводить раз в год кровавые игры на выживание, которые почему-то назвали «Голодными». Дружно ищем хоть какую-то логику.

О’кей, в фильме прослеживаются экивоки на римскую империю эпохи заката, даже многие имена латинские. Вы хотели провести аналогию с гладиаторскими боями? Ребята, но там бились профессионалы, причём, вопреки христианским мифам, редко когда до смерти. Мёртвый гладиатор – плохой, бесполезный гладиатор. Это серьёзная индустрия, людей годами готовили к выступлениям. А что у нас в «Голодных играх»?

Набрали с дистрикта по две нитки, даже малолеток (!), отвели им пару недель на «усиленную» подготовку (за это время невозможно научиться хотя бы одному приёму рукопашного боя) – и бросили в совершенно тупое пекло, в котором нет ни правил, ни каких-то целей, кроме выживания. Оно не может быть зрелищным по определению.

Ментор наставляет Китнисс перед стартом, чтобы она плюнула на заманчивые припасы и холодное оружие, щедро выложенные у игрового павильона рядом со стартовыми пьедесталами, и бежала в противоположную сторону. Потому как всё это выставлено для заманухи, чтобы стравить трибутов между собой и устроить резню. Логично было бы предположить, что тренеры других пар не тупее, однако ж все, кроме Пита и Китнисс (которая всё-таки не устояла и, страшно рискуя, подобрала один крайний рюкзак) ломанулись в самое пекло, и добрая треть тут же нашла свою кончину.


Далее становится совсем уж смешно. Ещё можно понять, когда маленькая и наивная Рута, многого не понимая и поддавшись своей детской симпатии, помогает Китнисс. Но сформировавшийся союз из доброй полудюжины взрослых отморозков, прекрасно осознающих, что выжить может только один из них и кровавый итог неизбежен – это уже откровенный идиотизм. Нужно было тогда изобразить их пускающими слюну дебилами.

Впрочем, они и не блещут умом, и вообще похожи больше на съехавшую с катушек тупую шпану, чем на реально взращённых с малых лет профессиональных спецназовцев. Абсолютно безликие, плоские персонажи.

Есть и множество других ляпов и несуразиц, которые лень перечислять. По-моему, и высказанного вполне достаточно, чтобы понять, что ни с идеей, ни с сюжетом у фильма не сложилось.

Да и сам деспотический мир будущего не впечатляет. Столица прорисована средненько, мода – утрированное переложение стиля викторианской эпохи, ничего интересного. Да и вообще у американцев не получается достоверно изобразить то, с чем они абсолютно не знакомы – тоталитаризм.

Пара ложек мёда 


Впрочем, не всё так безрадостно. В фильме временами звучат неплохие диалоги, чувствуется, что за ними хорошая драматургическая основа. И в них просматривается определённая сверхидея, которой следуют главные герои. Не бог весть какая, но не пустышка.


Вообще в фильме прослеживается чёткое деление на зрелищную и драматическую составляющие. Режиссёр Гэри Росс (его я знаю только как сценариста отличной ленты «Большой») пытался сплавить их в единое целое, гармонично переплетя. Но в итоге сюжет и зрелище оказались крайне слабыми, тогда как драматическая часть, видимо, наиболее близкая первоисточнику, немного вытягивает фильм. Вместе с подобранным неплохим актёрским составом.

Главные роли, в общем, удались. Что Лоуренс, что Хатчисон – оба на своём месте и в целом справились со своими задачами хорошо. Вуди Харрельсон играл без огонька, но и не сказать, чтобы плохо. Приятное впечатление произвёл Сазерленд. Сноу по сюжету – настоящий монстр в благородном обличии, и старый мастер показал его на твёрдую четвёрку.

Неплохо смотрится Цинна Ленни Кравица; его чистый, ясный взгляд наверняка очаровал не одну Китнисс, но и многих зрительниц.

И очень хорош телеведущий Фликерман, вот тут игра на все пять баллов! Отлично показан обаятельный, но при этом абсолютно циничный профи, который даже людоедство обставит как романтическую историю, если того потребует работа.

В противовес ему совершенно невзрачненьким вышел режиссёр Сенека Крейн. Но у Бентли, надо признать, и роль прорисована довольно слабо, там негде развернуться.

И что же у нас в итоге? Средненькое, хотя и небездарное кинцо с дохлым сюжетом и неплохими ролями. Которое на ура восприняли миллионы зрителей и очень многие критики, особенно в США. Сборы уже многократно перекрыли бюджет фильма.


Пережив недавно шок от того, как массовая публика, да и большинство критиков с восторгом приняли совершенно неудачного «Прометея», я уже привык ничему не удивляться, тем более, что в данном случае у меня есть хотя бы частичное объяснение столь странной ситуации.

При сопоставлении аудиторий бросается в глаза, что в бывшем СССР восторгов по поводу этого фильма куда меньше, нежели в Штатах. Сдаётся мне, виной сему то банальное обстоятельство, что нашенский зритель не так хорошо знаком с литературной первоосновой, как заокеанский. Именно она, насколько я могу судить, влияет на восприятие фильма. Потому что совершенно точно читавшие Коллинз понимают в «Голодных играх» куда больше, нежели я. Но я-то фильм оцениваю (на троечку с плюсом по семибалльной шкале), а книга должна жить своей самостоятельной жизнью.

Те, кому картина понравилась, могут быть довольны: на 2013-й год уже запланирован выход продолжения по второму роману трилогии.

Ну и последнее. В «Голодных играх» нет зрелища, которому потребен большой экран. Так что смотреть вполне можно и на малом экране. Но если не посмотрите, ровном счётом ничего не потеряете.

Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Зрелищность: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка:
1234567
Убойная сила: 
1234567

Фильм на IMDb
Фильм на 
«Кинопоиске»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ: