Оригинальное название: Safe
2012 г., США, 115 мин.
Жанр: боевик
Режиссер: Боаз Якин
В ролях: Джейсон Стэйтэм, Кэтрин Чан, Роберт Джон Берк, Джеймс Хонг,
Сандор Текси, Крис Сарандон, Энсон Маунт, Регги Ли
Сандор Текси, Крис Сарандон, Энсон Маунт, Регги Ли
Бюджет: 30 млн USD
У всех бывают в жизни чёрные полосы. А у американца Люка Райта (Джейсон Стэйтэм) и китайской девочки Мэй (Кэтрин Чан) полоса образовалась чёрная-пречёрная, жирная-прежирная.
Последние годы Райт зарабатывал на жизнь полуподпольными боями. При всех завидных бойцовских качествах получалось у него это не очень, а решающий бой он и вовсе провалил. То есть выиграл его на первой же секунде, одним ударом завалив оппонента в кому.
Но радости ему это не принесло: порядочный спортсмен, он не мог восторгаться тем, что покалечил какого-то совершенно неопытного сопляка. Хуже того, бой он должен был слить. Ставки на чахлика могли принести миллионы. Вместо этого русская мафия, которой менеджер Райта пообещал преумножить поставленные на кон барыши, их лишилась. В итоге пришлось сдать голову Райта.
Какая-нибудь другая мафия, может, и пожалела мужика или хотя бы дала возможность отработать бабки, но русская для этого слишком жестокая и изощрённая. Василий, сын главаря банды Дочески (видимо, это исковерканная американцами фамилия Дончевский), лично убивает жену Райта, а его самого оставляет в живых на таких условиях, что рано или поздно тот должен будет сам наложить на себя руки. Райту запрещено оставаться в городе, а любого человека, с которым его свяжут хоть какие-то отношения, ждёт смерть.
Райт подаётся в Нью-Йорк, который когда-то оставил, и бомжует там. И однажды натыкается на бывших полицейских коллег, которых, в своё время, принципиально сдал внутреннему контролю за махинации (Right в переводе на русский – «правильный»). Их вышвырнули из элитного подразделения буквально на улицы, так что неудивительно, что они готовы убить Райта. Но духу хватает только на то, чтобы основательно отметелить и потребовать убираться из Нью-Йорка с глаз долой. В расстроенных чувствах Райт плетётся в нью-йоркское метро. Он уже готов броситься под поезд...
Но тут мимо проходит одиннадцатилетняя китайская девочка Мэй. Её затравленный взгляд останавливает Райта. Он понимает, что рано покидать этот свет, он ещё кому-то может быть нужен.
А Мэй и впрямь не помешала бы помощь. Её подобрал в Китае главарь одной из триад Хан Дзяо (Джеймс Хонг), спекулируя жизнью тяжело больной мамы, которой обещал помочь, заставляет работать на себя. Он не доверяет электронике, которую можно вскрыть тысячами способов даже на расстоянии, а Мэй мгновенно и навечно запоминает самые сложные и огромные цифровые массивы. Ходячий компьютер, к которому не подключить Wi-Fi и не взломать пароль.
Какое-то время Мэй поработала в филиале триады в Нью-Йорке, наконец, сам Хан Дзяо пожаловал в Большое яблоко с огромной цифрой на листке бумаги и велел девочке запомнить её. А потом Мэй повезли на важную тайную встречу, но по дороге её захватила русская мафия.
Сам Эмиль Дачески (Сандор Текси) допрашивает её и требует назвать секретное число. Но девочка уже набралась в Америке жизненного опыта и понимает: она жива пока молчит.
Тут на помощь подоспела нью-йоркская полиция, которую натравила на Дачески китайская триада. Дом собираются штурмовать, но сначала идёт телефонный торг с продажным начальником копов. Мэй, воспользовавшись заминкой, удаётся бежать.
Бегство лишь оттягивает неизбежный финал: теперь за девочкой устремляются все – русские, китайцы и коррумпированная нью-йоркская полиция. Они загоняют Мэй в метро...
Райт видит, что девочке нужна помощь, и после недолгого раздумья становится её защитником. Ряды русской и китайской мафии стремительно тают. Сея смерть, бывший боец элитного подразделения нью-йоркской полиции неумолимо подбирается к тем, из-за кого когда-то был вынужден оставить работу. На кону большие деньги – 30 миллионов долларов, спрятанных в таинственном сейфе. Ниточки выведут Райта на самый верх, к мэру Тремелло (Крис Сарандон). Но не мэр в этой истории главный...
Сплошной драйв
Сплошной драйв
Несколькими днями ранее я смотрел «Код доступа "Кейптаун"» (занятно, но оригинальные названия обеих картин очень похожи – Safe и Safe House). Фильм произвёл в целом неплохое впечатление, но не особенно увлёк. Я решил было, что просто уже пресытился боевиками, да и с возрастом утратил былой к ним интерес. Чёрта с два!
«Защитник» захватил меня целиком, я просмотрел фильм на одном дыхании, благо он и длится всего полтора часа.
Конечно, идея с девочкой-вундеркиндом, которую используют, чтобы «тайно» передать ценную информацию в сопровождении кортежа головорезов – чушь та ещё. Как и всевидящее око русской мафии, которому удалось выследить Райта даже в нью-йоркской ночлежке и перерезать ночью горло его соседу, выполняя обещание убивать всех, с кем его свяжет хоть какая-то ниточка отношений.
Но если принять как должное некоторые неизбежные для большинства залихватских боевиков вводные несуразности, сюжет скроен ладно и построен динамично. Не важно, что те задачки, которые герои щёлкают за 5 минут, в жизни решаются часами, а то и днями. Если эти операции даже с монтажом преподносить максимально жизненно, фильм неизбежно станет заметно длиннее. А оно нам, зрителям, сильно надо?
Да, полно и штампов. Но проблема возникает обычно не в них: всё массовое кино, по сути - набор штампов, поскольку фильмов снято уже такое множество, что совсем не повторяться просто невозможно. Важно уметь расхожий штамп обыграть как-то по-новому, с неожиданной стороны.
И если грандиозная перестрелка в казино как раз и вышла скучным, затёртым штампом (к счастью, единственным на весь фильм), то сцена намечавшейся под конец по всем правилам киноштамповок великого мочилова двух мегапротивников, принявшая совершенно неожиданный оборот, выглядит довольно оригинально.
Режиссёр и сценарист фильма Боаз Якин – мастер с богатым опытом. Причём как драматург до сих пор он был более успешен. Достаточно вспомнить, что он участвовал в разработке сценария, по которому был снят блокбастер 2010 года «Принц Персии: пески времени». Но и как режиссёр он отличился, например, поставив «Вспоминая титанов» (2000 год). Так что неудивительно, что в «Защитнике» мы видим крепкую руку опытного постановщика, тщательно выверившего практически каждый кадр.
Что ещё порадовало, так это неплохие диалоги с ввёрнутым местами висельным юморком.
Ставка на крепкого и верткого британца
Джейсон Стэйтэм из фильма в фильм играет, можно сказать, одну и ту же роль небритого крутняка. Но делает он это неизменно здорово, ему это очень идёт. А уж на то, как он машется, смотришь разинув рот. Всё тот же Стэйтэм во многих фильмах показал самые разные чудеса владения приёмами боевых искусств, но в «Защитнике» нет ничего из хорошо известного старого. Драка в поезде метро – просто блеск!
Роберт Джон Бёрк, сыгравший главаря группы бывших элитных копов капитана Вулфа, смотрелся хорошо, фактура у него, конечно, подходящая. Девочка Мэй в исполнении Кэтрин Чан ничем не впечатлила, но и роль у неё по сценарию, в общем-то, заурядная. Крис Сарандон возникает в кадре в общей сложности максимум на минуты три, во время которых больше слушает, чем говорит, так что его игра тоже не заслуживает особого внимания.
«Главгад» Алекс Розен в исполнении Энсона Маунта вообще появляется всего на пару минут в самом конце, поэтому актёру было сложно произвести особое впечатление, хотя в роль свою он вписался всё же неплохо и выглядит достаточно мерзким, но и весьма опасным типом.
А вот на Джемса Хонга с его своеобразной, немного наивной китайско-театральной манерой игры было приятно посмотреть. Актёр он довольно специфический и интересный. Хотя в «Защитнике» сыграл, конечно, не самую лучшую роль.
Венгр Текси в роли нахрапистого главаря русской мафии смотрелся вполне аутентично. В кои-то веки русского в голливудском боевике сыграл европеец, да без балалайки – уже событие. Его резкие переходы от самоуверенности к податливости в разговорах с Райтом выглядели не слишком убедительно, но опять же давайте не забывать, что главная ставка в фильме сделана на стремительность развития событий и неудержимый драйв, и тут некоторые натянутости вполне простительны.
Интересно, что отзывы критиков на «Защитника» разделились примерно поровну на положительные и отрицательные. Насколько я понимаю, причина заключается в том, кто чего ожидает от фильма. Если вы ищете в нём драму, живописующую проблемы китайской эмиграции в США, попытку разобраться в причинах коррупции в правоохранительных органах, вас, безусловно, ждёт большое разочарования. Те же, кому нужно крутое, не напрягающее мозг зрелище, для коего перечисленное выше – лишь вторичный фон, будут вполне довольны. От меня же сему продукту четыре с плюсом из семи возможных баллов.
Ну и немного о традиционно переиначенном российскими прокатчиками названии фильма. Английское слово safe на русский переводится как «сейф» в качестве существительного или «надёжный», «верный» в качестве прилагательного. Это наиболее употребимые варианты и подходящие картине по смыслу. Понятно, что создатели фильма удачно использовали английское слово, которое подходит здесь в разных вариантах. Русским же переводчикам пришлось выкручиваться, и они со своей задачей, по-моему, справились вполне достойно.
Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 1234567
Фильм на IMDb
Фильм на «Кинопоиске»
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 1234567
Фильм на IMDb
Фильм на «Кинопоиске»
Комментариев нет:
Отправить комментарий