19 июня 2024

Комедийная драма «Тысяча слов»



Оригинальное название: A Thousand Words
2012 г., США, 91 мин.
Жанр: комедия, драма, фэнтези
Режиссер: Брайан Роббинс
В ролях: Эдди Мёрфи, Клифф Кёртис, Кларк Дьюк, Керри Вашингтон, 
Эллисон Дженни, Руби Ди
Бюджет: 40 млн USD

Литературный агент Джек МакКолл (Эдди Мёрфи) обладает даром великого говоруна и способен уболтать кого угодно подписать нужный контракт. В жизни у него, на первый взгляд, всё прекрасно: шикарный дом с бассейном, красавица жена Кэролин (Керри Вашингтон), родившая ему очаровательного сынишку, прекрасная работа и высокая, перспективная должность с собственным офисом и персональным ассистентом Аароном Вайзебергером (Кларк Дьюк). Правда, старенькая мама (Руби Ди) страдает психическим расстройством, из-за которого не узнаёт своего сына, часто навещающего её в доме престарелых, и постоянно принимает за покойного мужа. Пожалуй, это единственное, что бросает лёгкую тень на бытие преуспевающего карьериста.

Чтобы подняться ещё выше, Джек предлагает компании заключить контракт с современным гуру доктором Синджа (Клифф Кёртис) на издание его новой книги, в которой рассказывается об учении, захватывающем всё больше адептов по всей Америке. Начальство не особенно верит в то, что даже такой ловкач как Джек способен склонить к сотрудничеству своенравного Синджу, но даёт добро.


И Джек на удивление легко добивается согласия отца новой философии на издание книги. Как ему кажется, подкупив талантливого мошенника умелой лестью, наврав, что он в восторге от прочитанной книги и самого учения. Но вскоре с ним происходят странные вещи.

Синджа присылает в офис книгу, которая представляет собой брошюрку из пяти первых страниц и пяти последних. Именно эти страницы даже не читает, а просматривает Джек, определяя судьбу произведений, на издание которых будет заключён контракт. Во дворе у него прямо из под земли возникает дерево из сада доктора Синджи. То самое, о которое Джек поцарапал палец во время визита к гуру.

Сам доктор, уклоняясь от прямых разговоров о книге, проявляет интерес к пропавшему дереву. Осмотрев его, он находит, что растение связано с Джеком незримой, но прочной и весьма драматичной связью. С каждым произнесённым или написанным им словом дерево теряет по листочку. И чем меньше в его кроне листвы, тем хуже чувствует себя МакКолл. Стало быть, с последним листом закончится и жизненный путь Джека.

Когда до МакКолла доходит реальность схемы, он, разумеется, впадает в панику. Человек, который привык без умолку болтать, вынужден теперь экономить каждое слово. И то лишь для того, чтобы оттянуть свою неизбежную кончину.

Он не может в двух словах объяснить жене своё положение. Кэролин подозревает, что его чувства к ней охладели. После неловких попыток, как ей казалось, наладить пошатнувшиеся отношения, она забирает малыша и уходит от мужа, превратившегося в совершенно непонятного ей молчуна.


На работе тоже начинается ад. Как ни изощряется МакКолл, он не может молча вести дела, в основе которых постоянное общение. Всё рушится – и его вытуривают из фирмы.

А тут ещё Синджа, обещавший найти какое-то решение на семинаре в Боливии, возвращается ни с чем. Никто из гуру не сталкивался с подобной ситуацией. Джеку надо смириться с неизбежным и принять всё как есть. И, пока ещё не поздно, прислушаться к себе самому и найти своё собственное «Я», давно утонувшее в потоке пустых, ненужных слов…   

Ни слова, ни дела


У этого фильма довольно непростая судьба. Основной материал был отснят аж в 2008-м году, картина должна была пойти в прокат весной 2009-го. Но из-за ссоры между компаниями Paramount Pictures и DreamWorks, задействованными в проекте, аж на два года была заброшена на полку. Лишь в 2011-м работу возобновили, пересняв некоторые сцены, а премьеру назначили на январь 2012-го. Но тут Эдди Мёрфи ушёл с поста ведущего церемонии по вручению Оскаров, и старт дважды перенесли, выпустив ленту на экран только в марте 2012-го года.

В итоге фильм ещё и с треском провалился в прокате, даже по миру не отбив за три первых месяца и половины из затраченных на него 40 миллионов, хотя, чтоб только окупиться, он должен собрать порядка 80. Неужто он так плох? Ну, американские критики его в основном разругали. Теперь скажу я своё веское слово.


Начну с того, почему, на мой взгляд, фильм потерпел финансовое фиаско. Заявлена была комедия с именитым (правда, больше уже в прошлом) комиком Эдди Мёрфи. Но только первая половина «Тысячи слов» – реальная комедия, причём не самая развесёлая. В былые годы Эдди зажигал куда круче. Очень приятно, что в этот раз почти обошлось без сортирного юмора, которым «славились» многие прежние работы Мёрфи, но шутки здесь в основном были вялые. Изображая молчуна, Эдди много играл лицом, часто пуская в ход свою неподражаемую мимику, но выходило это у него не так интересно, как в славные 1980-е и начале 1990-х.

Вторая половина – это уже чистой воды драма. И те, кто пришли смотреть комедию (подавляющее большинство), испытывали явное разочарование. Тем паче, как и комедийная, драматическая составляющая тоже не бог весть. Ах, надо меньше болтать, не врать и больше делать! А то мы не знали… Причём применительно к человеку, для которого умение много и красиво говорить профессионально важно, требования эти звучат несколько странно.

Когда примирившийся с неизбежным МакКолл начинает направо и налево творить всевозможное добро, выглядит это не всегда убедительно. Особенно фальшива сцена, в которой он покупает за десять тысяч, объявив гениальной, прочитанную наконец рукопись одного из незадачливых писателей, работающего парковщиком машин.

И всё же я бы не сказал, что Мёрфи в этом фильме плох. Не столь хорош, как в былые времена, это да. Но местами его шутки всё-таки ещё вызывают неподдельную усмешку, а некоторые совсем невесёлые сцены демонстрируют его неплохие, в общем-то, драматические способности.


Проблема здесь кроется больше в недостаточно проработанном сценарии. Идея слабенькая, комедийная и драматические составляющие плохо срослись. Многие сцены чересчур искусственны, втиснуты в повествование чисто смеха ради, но смеха обычно не вызывают.

К примеру, для меня остался загадкой смысл встречи с клиентами в ресторане, на которой Джек дал слово своему незадачливому ассистенту Вайзебергеру. Тот якобы полностью копировал МакКолла, изображая из себя развязанного рубаху-парня. Но выглядело это жалко и вульгарно. Если авторы таким образом пытались показать, что то, что служит мощным оружием у одного, работает наоборот у другого, то у них получилось это неубедительно. Ибо Аарон вёл себя реально отталкивающе и говорил совсем не так, как МакКолл. Если же создатели фильма ничего такого не замышляли, почему Джек не осадил распоясавшегося ассистента?

Действия МакКолла, когда он вроде как лихо забалтывал Синджу на контракт, не только не выдавали в нём мощного оратора, но и вообще походили на нелепые выкрутасы. Понятно, что Джек относился к Синдже и его учению с большой иронией, но профессионал этого никогда не покажет.

Сам доктор Синджа – не пойми что. Вроде, автор какого-то совершенно «левого» учения, состоящего из типичного для таких сект набора «бла-бла-бла» для доверчивых простаков. Тем не менее преподносится в итоге как настоящий гуру и чуть ли не маг. Он таким только по особым случаям становится, ради таких, как Джек?


Финал вообще банален, слащав и просто не слишком умный. Такое ощущение, что авторы просто не знали, чем им закончить, поэтому прибегли к давно известным штампам «хеппи эндов».

Роли здесь совершенно обыкновенные, ничего интересного. Разве что Руби Ди постаралась, её мама действительно трогательна. А вот Керри Вашингтон совсем никакая. Но и роль у неё соответствующая, состоит из набора нескольких банальных, неинтересных фраз.

Я не увидел особой работы режиссёра с актёрами. Кстати, Эдди Мёрфи уже снимался у Брайана Роббинса в «Уловках Норбита», абсолютно провальном проекте, и в «Знакомьтесь: Дэйв», более успешной, но всё равно не окупившейся ленте. Похоже, Роббинсу плохо даётся большое кино, его телевизионные работы куда более успешны.

Итак, что мы имеем? Не сказать, что плохой, но всё равно довольно неудачный, посредственный фильм. На троечку по моей семибалльной шкале. Который совершенно точно нет смысла смотреть в кинотеатре, а дома глянуть можно – только ради Эдди Мёрфи. И то лишь тем, кто помнит его былую славу.

Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 
1234567

Фильм на IMDb
Фильм на «Кинопоиске»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ: