Оригинальное название: Cesare deve morire
2012 г., Италия, 76 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Паоло Тавиани, Витторио Тавиани
В ролях: Сальваторе Стриано, Козимо Рега, Джованни Аркури,
Антонио Фраска, Хуан Дарио Бонетти, Винченцо Галло, Фабио Кавалли
Бюджет: нет данных
В римскую тюрьму строгого режима «Ребибия» приходит театральный режиссёр (Фабио Кавалли) и предлагает заключённым поучаствовать в постановке по Шекспиру. Часть зеков приходит на пробы, и вскоре из них набирают труппу. Главные роли получают: Цезарь – Джованни Аркури (17 лет за незаконный оборот наркотиков), Брут – Сальваторе Стриано (14 лет и 8 месяцев за вымогательство, торговлю оружием и связи с мафией), Кассий – Козимо Рега (пожизненное за убийство), Марк Антоний – Антонио Фраска (26 лет за различные преступления), Деций – Хуан Дарио Бонетти (15 лет и 6 месяцев за незаконный оборот наркотиков)…
Поскольку театральная площадка почти до самого представления будет в ремонте, репетиции проходят прямо в камерах, библиотеке, дворике для прогулок – везде, где могут находиться заключённые.
Шекспировская пьеса «Юлий Цезарь» так захватывает тюремных актёров, что они буквально сживаются с ней, находя немало параллелей в собственной жизни и порой во время репетиции незаметно перенося литературную драму в реальность…
Что наша жизнь – тюрьма?
Я знал, что в фильме играют настоящие зеки, но не предполагал, что они могут делать это так классно. Да, материал благодатный, во многом близкий, работа под руководством маститых режиссёров – и всё же… Как бы ни были талантливы отобранные заключённые, для того, что они продемонстрировали в фильме, нужен ещё и определённый актёрский навык. Откуда он у этих людей?
Заинтригованный, я полез в интернет и выяснил следующее. Оказывается, в «Ребибии» давно работает театр, руководит которым Фабио Кавалли, исполнивший в фильме роль режиссёра. Братья Тавиани как-то побывали на одном из спектаклей и были настолько впечатлены увиденным, что у них родилась идея снять в тюрьме фильм. И обязательно с использованием шекспировского драматургического материала.
Выбор на «Юлия Цезаря» пал не случайно. Там в основном мужские роли, что в условиях тюрьмы более чем актуально. Рассказанная в трагедии история очень близка зекам, сидящим за тяжкие преступления и хорошо знающим те страсти, которые кипят во время разборок.
Тавиани замечательно вплели шекспировскую основу в благодатный тюремный материал. В виде репетиций они сжато пересказали саму трагедию, на которую аккуратно нанизали кусочки из тюремных реалий. Сюжет в итоге получился весьма оригинальным и насыщенным. Периодически актеры срывались на действительность и не сразу можно было понять, что это уже не Шекспир, а местная житейская драматургия.
Фильм короткий, идёт всего-то час и пятнадцать минут. И из этого ограниченного хронометража целых восемь минут Тавиани щедро отсекли на затяжную сцену подбора актеров. Предвижу, уже на этом этапе у многих пропадёт интерес смотреть дальше, ибо, на первый взгляд, на экране ничего не происходит. Дюжина мужиков получает задание по очереди дважды зачитать свои анкетные данные – в горе и отчаянии и в ярости. Но как они это делают, чёрт возьми! Этот приём позволяет не только раскрыть драматический талант претендентов, каким-то непостижимым образом он заставляет приобнажиться их души!
Я не особый поклонник ни театра, ни неореализма, но в данном случае приём полудокументального «киноспектакля» оказался более чем уместным. Зрелищности, на первый взгляд, здесь никакой, однако ж внимание к экрану приковано постоянно. Оператор частенько дает крупным планом лица актеров, и их мимика, передаваемые через неё эмоции заменяют собой любые действия и панорамы. В этом фильме как ни в каком ином видно, что главное в этом мире – человек и его страсти, всё остальное – лишь фон.
И всё же не последнее место в восприятии происходящего играет тюремная обстановка, придающая шекспировской трагедии совершенно неожиданное звучание, новый философский контекст. Сразу же встает множество вопросов о том, что такое свобода, насколько вольны мы в своих поступках и независимы от окружения. И без того многоплановая, как и подобает великому творению, драматическая основа обогащается новыми пластами.
Тавиани прибегли к хорошо известному, но в умелых руках неизменно сильному приёму цветового контраста. Существование в тюрьме – чёрно-белое, и только на сцене жизнь зеков обретает краски. Правда, по большей части, яркой бутафории.
Как я уже писал, мне очень понравилась игра актёров. Именно так, актёров, а не зеков. Это удивительно талантливые люди, которые дадут фору многим профессиональным лицедеям на воле. Конечно, игру большинства из них трудно назвать отточенной до совершенства, но страстность, с которой они переживают шекспировскую трагедию, многое искупает.
Особенно хорош Брут в исполнении Сальваторе Стриано. Вот здесь игра просто отличная от начала и до конца! Мятежный характер, делающий убийственно непростой выбор между дружбой и преданностью с одной стороны и пониманием гражданского долга – с другой, показан во всех его гранях. Стриано, между прочим, написал книгу и, выйдя на свободу, стал успешным профессиональным актёром.
Цезарь у Шекспира фигура чуть ли не второстепенная, пьеса не столько о нём, сколько о его окружении. Однако ж это нисколько не снижает требований к актеру, исполняющему всё равно весьма важную роль. Поначалу грузноватый Джованни Аркури не произвёл на меня особого впечатления. Но к середине фильма он словно раскачался и показал, что такое великий Цезарь. Особенно хорош был Аркури в библиотеке во время беседы с Децием (Хуан Дарио Бонетти), когда его герой под воздействием роли вышел из себя и начал выговаривать слегка опешившему партнёру по игре всё, что он о нём думает.
Весьма неплох и Кассий в исполнении Козимо Реги. Как и требовалось по роли, он тонко манипулировал Брутом и сумел скрыть под маской праведного недовольства узурпатором собственные властолюбие и алчность, которые едва сквозили в его словах до тех пор, пока не был убит Цезарь.
Марк Антоний, которого сыграл Антонио Фраска, проявил себя уже ближе к концу истории. Самая яркая его сцена – пламенная речь в память о Цезаре в тюремном дворе.
В итоге Тавиани создали великолепный, оригинальный и сильный фильм, почти шедевр. Почему почти?
Как я уже писал выше, актеры очень хороши, но некоторым из них немного не достает профессионализма. Кое-какие эпизодические роли (например, охранники, наблюдающие за сценой убийства Цезаря) откровенно слабоваты.
Неореализм предполагает максимально «документалистичную» и, соответственно, простую манеру съемки. И всё же, сдается мне, операторы могли выжать несколько больше из общих планов.
Хорошо была задумана финальная сцена, в которой Рега с тоской признает: «С тех пор, как я открыл для себя искусство, моя камера стала настоящей тюрьмой». Поначалу фраза меня впечатлила, но тут же восторг сменил скепсис имени Станиславского. Не очень-то убедительно она звучит, хоть тресни! Это слова наивно влюблённых в искусство Тавиани, которую они вложили в уста Реги.
Как бы там ни было, фильм великолепен, на шесть с плюсом из семи возможных баллов! Его обязательно нужно посмотреть, если в кино вы ищете не только развлечения. Не потому что он получил высшую награду Берлинского кинофестиваля, совершенно заслуженную, на мой взгляд. Это настоящее искусство! Если вы не любитель серьёзного кино, сделайте в этот раз небольшое усилие над собой: оно того стоит, поверьте!
Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 1234567
Фильм на IMDb
Фильм на «Кинопоиске»
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 1234567
Фильм на IMDb
Фильм на «Кинопоиске»
Комментариев нет:
Отправить комментарий