Мест для сна в комнате электриков было аж три. Иногда спали на стеллажах, но только в том случае, если спящих было трое. Всё-таки не самое лучшее место. Вторым по популярности был ряд дерматиновых стульев вдоль стены напротив стеллажей. Преимущества: и так мягко, не надо подкладывать шинель, можно быстро вскочить и успеть сделать вид, будто бдишь. Единственный недостаток – узко.
Посему самым популярным местом для сна, особенно в ночную смену, был стол. Широкий, под согревающей лампой… Нет, в комнате никогда не было холодно, мощная электропечь всегда давала достаточно тепла. Но оно шло из-под стола, а лампа прожаривала гриль ещё и сверху – благодать…
Правда, стол был коротковат, поэтому ноги умещались только до половины голени и торчали прямо перед дверью, которая открывалась вовнутрь. Однажды, когда я спал, её открыл наш командир – полковник Б… Впрочем, об этом как-нибудь в другой раз.
При упоминании случая с начальником вы, полагаю, поняли, что у электриков тоже были проблемы. Пусть и порой из-за собственной неосторожности. И иногда нам приходилось бдеть не меньше радистов.
Одна из задач электрика на смене – обеспечить бесперебойное снабжение узла связи энергией. Для этого имелись аккумуляторы аварийного питания и генераторы, работающие на дизельных двигателях, снятых со списанных катеров. Если внешний источник по какой-то причине пропадал, автоматически электросеть «ямы» переключалась на аварийные аккумуляторы, давая время на то, чтобы дежурный электрик бегом запустил дизель-генератор и в щитовой переключил питание на него.
Мне эта наука поначалу плохо давалась. Первое испытание нештатной ситуацией «помазком» я с треском провалил. Растерялся – и, запустив дизель, не сумел подключить его. Выручил командир нашего маленького отделения, который примчался из клуба, где со всеми отдыхавшими в выходной смотрел кино, и переподключил сеть. А потом посмотрел на меня так, что лучше бы обматерил…
И всё же со временем я не просто освоил эту науку, но и развил в себе необходимую для советского солдата чуткость. Проверка прошла в довольно суровых условиях.
Я был уже «черпаком», шли многодневные учения – самые долгие на моей памяти.
Электриков и без того не хватало, а тут, как назло, подвалило немало работы в части и на генеральских дачах за забором. Как самому непутёвому, пока уже другой командир отделения бегал по объектам, мне пришлось торчать сутками на смене. А в перерывах – ходить в наряды по кухне.
Все знали, что электрики и так дрыхнут на дежурстве, а в этот раз мне просто дали негласное разрешение «давить харю» от пуза. Но не слишком нагло: учения всё-таки. Так что днём я скромно отдавался чарам Морфея на стульях.
И однажды сквозь сон услышал, как щёлкнул переключатель аварийного питания, вскочил и на автомате проделал все необходимые манипуляции, переведя узел связи на дизель-генераторы.
Потом поднялся на первый этаж, подрагивающими пальцами закурил в коридоре возле умывальника и на каждого проходящего мимо поглядывал, красноречиво сигналя: «У вас свет горит благодаря мне!» Но, сдаётся, народ принимал это как должное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий