14 января 2024

Постапокалептический триллер «Сквозь снег»


Оригинальное название: Snowpiercer
2013 г., Ю. Корея, Чехия, США, Франция, 126 мин.
Жанр: фантастика, триллер, боевик
Режиссер: Пон Чжун Хо
В ролях: 
Крис Эванс, Эд Харрис, Тильда Суинтон, Сон Кан Хо, Джон Хёрт, 
Джейми Белл, Влад Иванов, Ко А Сон  
Бюджет: 39,2 млн. USD

В 2014 году человечество, обеспокоенное глобальным потеплением, создало уникальное вещество, распыление которого в атмосфере в считанные дни привело к заметному понижению температуры воздуха. Но яйцеголовые, как обычно, чего-то там не додумали, и похолодание продолжилось. Вскоре начался ледниковый период, настолько холодный, что всё живое на планете погибло. Почти всё.

К тому времени Уилфорд (Эд Харрис), с детства помешанный на поездах, создал огромный, абсолютно автономный чудо-состав, способный вместить тысячи пассажиров. Специально для него была построена кругосветная железная дорога, которую мчащийся на огромной скорости поезд преодолевает ровно за год. 


В хвостовой части состава находится дно этого мира, которое населяют абсолютно бесправные люди, при надобности служащие поставщиками рабочей силы в передние вагоны, живущие в роскоши и правящие столь специфическими остатками человечества. Впрочем, дно тоже не без начальства. Вожаками здесь выступают бородач Кёртис (Крис Эванс) и его пожилой наставник Гиллиам (Джон Хёрт), ассистирует которым молодой и ретивый Эдгар (Джейми Белл). Им давно надоело жрать вонючие протеиновые брикеты, а бифштексы можно найти только в головной части состава.

Осознавая опасность, Уилфорд держит задние вагоны в строгости, жестоко наказывая за любое неповиновение. Руководит процессом мымра Мэйсон (Тильда Суинтон), которая постоянно проповедует идею о том, что место каждого в этом мире предопределено судьбой, поэтому ботинку никогда не стать шляпой – и нечего, мол, рыпаться.

Хвост поезда уже много раз восставал против его головы, но стабильно неудачно. И всё же с каждым разом накапливался опыт. К тому же, у Кёртиса появился загадочный осведомитель, который подкидывает ему в пищевых брикетах записки. Сообщая, например, о том, что в тюрьме в соседнем с их гетто вагоне появился Намгун Мин Су (Сон Кан Хо) – большой специалист по охране и замкам на дверях.  


И однажды, поняв, что у охранников нет патронов, которые иссякли в прошлое восстание, хвост восстаёт и, прихватив из тюрьмы Намгун Мин Су и его дочь Йону (Ко А Сон), начинает долгое кровавое путешествие к вожделенной голове…

Этот поезд в огне...


Фильм, большинство главных ролей в котором исполняют известные американские актёры, снят в павильонах чешской студии Баррандов по мотивам популярных во Франции комиксов корейским режиссёром Пон Чжун Хо. Уже интересно, не правда ли? Особенно если вы видели прославившую корейцу ленту «Воспоминания об убийстве», которая мне очень понравилась. 

Полностью автономный поезд, мчащийся сквозь заснеженные просторы безжизненной планеты – шикарный контекст для притчи, который Пон Чжун Хо, сторонник левых политических идей (член одной из партий с социалистическим уклоном), не мог обойти вниманием. Мир, ресурсы в котором крайне ограничены, управляемый хитрой и жадной верхушкой, обречён на постоянные катаклизмы, чтобы выпускать пар и снижать поголовье до пределов, которые способна выдержать весьма ограниченная экосистема. 


Модель, вполне актуальная для поезда (если только не занудствовать и принять некоторые неизбежные условности), конечно же, многими поклонниками конспирологических и разного рода левых политических теорий охотно перекладывается на человечество. Что уместно так же, как критика среднестатистических данных на примере пресловутой твеновской курицы (который игнорирует правило достоверности выборки). Но какая разница, если, отталкиваясь от этого, талантливый режиссёр создал блестящую драму?

Фильм, правда, вышел немного неровным. Вводная информация вызывает жгучий интерес весьма нестандартным началом сюжета. Потом история слегка проседает, подготовка к восстанию малость скучновата. И только с началом движения сквозь поезд повествование приобретает должный драйв. 

Визуальная составляющая вполне на уровне, поезд, что называется, внушает. Как только повстанцы берутся за дело, экшена становится предостаточно и смотрится он довольно неплохо. Правда, местами явный перебор с фантастичностью и просто нарушений логики. К примеру, уже практически прирезанный Франко (Влад Иванов) вдруг оживает, вытащив из бочины здоровенный свинорез, как ни в чём не бывало продолжает путь и потом вновь вступает в драку. Я понадеялся было, что он окажется каким-нибудь киборгом, но нет… 

Зачем строить под поезд железную дорогу через всю планету? Как осуществляет Уилфорд управление составом, если у него нет никакого пульта? Эти и другие неизбежные вопросы повисают в воздухе и несколько смазывают в целом хорошее восприятие фильма.


Зато классные роли его безусловно вытягивают, притушёвывая недостатки. Пон Чжун Хо собрал весьма приличную команду актёров, прежде всего американских. Представьте, я не узнал ни Тильду Суинтон, ни Криса Эванса, настолько они не похожи на себя обычных! Дело не только в бороде Эванса и вставной челюсти и очках-лупах Суинтон. Актёры прекрасно вжились в свои роли, преобразившись до неузнаваемости. Что не ново для давно зарекомендовавшей себя мастером перевоплощения Суинтон и несколько неожиданно для Капитана Америка. 

Кёртис у Эванса получился ровно таким, как надо. Человек, который обрёл цель и делает всё, чтобы её добиться. Настоящий лидер, но абсолютно без понтов. Он просто по-настоящему сильная личность, чьё главенство всем понятно буквально на уровне животных инстинктов, которые в хвостовом гетто поезда очень развиты. Не жесток, но может быть весьма жёстким и способным сделать выбор между личным и общим в пользу последнего. 

Суинтон досталась гротескная роль слегка прибабахнутой министерши Уилфорда, которая выступает посредником между противоположными кастами поезда. Персонаж одновременно и несколько комичный, и довольно страшный. Мэнсон убеждена, что жизнь в поезде устроена идеально и её ни в коем случае нельзя менять. Иначе хаос уничтожит этот мирок. Её нелепая внешность обманчива, под ней ловко скрываются проницательный ум и стальная воля.


Джон Хёрт здесь на втором плане, роль небольшая. И ничем не выделяющаяся. Корейцу Намгун Мин Суну, одному из любимцев Пон Чжун Хо, достался куда больший хронометраж, но и его работа у меня не вызвала каких-то особых эмоций.

Эд Харрис появляется лишь в конце, на несколько последних минут. Но они одни из самых ярких в фильме. Не только потому, что раскрывают последние секреты и расставляют все точки над «i». Харрис передал своему Уилфорду всю харизму, на которую он способен, и заставил любоваться собой. Это не злодей в комиксовом смысле, хотя и взят из комиксов. Настоящий драматический персонаж, который не испытывает особого удовольствия от того, что делает. Но он вынужден так поступать, иначе созданный им мир погибнет. Во всяком случае, он в этом убеждён.

Занятно, но Харриса утвердили на роль в последнюю очередь. А первым кандидатом был Дастин Хоффман, который отказался из-за высокой занятости в других проектах. И слава провидению! Я очень уважаю Хоффмана, у него есть потрясающие роли. Но фактура не позволяет ему убедительно играть персонажей вроде Уилфорда.


Странно, в США фильм прокатился очень слабо, собрав всего 4,5 млн долларов. Хотя для успеха на американском рынке у него было всё: фантастическая основа, много экшена и отличные актёры, знакомые американцам. Но что-то не сработало. Впрочем, в остальном мире ленту приняли хорошо, затраты она отбила, возможно, даже с прибылью.

А вот в России вообще отказались закупать, хотя планы такие были. Хотелось бы узнать причину. Неужели опять какая-то политическая, в духе российских реалий последних лет?

Ставлю твёрдую пятёрку по любимой семибалльной шкале «киноценностей». Смотреть это, конечно, лучше на большом экране.

Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Зрелищность: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 
1234567 
Убойная сила: 1234567

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ: