12 марта 2022

Военная драма «Мандарины»

 

Оригинальное название: Mandariinid
2013 г., Эстония, Грузия, 87 мин.
Жанр: военный, драма
Режиссер: Заза Урушадзе
В ролях: Лембит Ульфсак, Георгий Нагашидзе, 
Эльмо Нюганен, Михаил Месхи
Бюджет: 0,65 млн EUR

Летом 1992 года в Абхазии началась война. Одна из местных эстонских деревенек практически опустела. Спасаясь, народ подался на историческую родину – в Эстонию. Остаются ещё только Иво (Лембит Ульфсак) и Маргус (Эльмо Нюганен). Маргус перед отъездом хочет собрать урожай мандаринов, необычайно богатый в этом сезоне, и заработать на нём хорошие деньги. Старый Иво вызвался помочь, поэтому тоже не последовал за своей семьёй. Но по всему видно, его здесь держит что-то ещё.

В деревушке вдруг происходит скоротечный бой между грузинами и чеченскими наёмниками на службе у абхазцев. Чеченец Ахмед (Георгий Нагашидзе) и грузин Ника (Михаил Месхи), тяжело раненные, чудом остаются в живых. Иво забирает их в свой дом и выхаживает. Не забывая помогать Маргусу.

Ахмед и Ника ненавидят друг друга, едва оклемавшись, готовы довести бой до обязательного финала. Останавливает только благодарность и безмерное уважение к старику Иво, который взял с них слово не убивать друг друга хотя бы в его доме.


Постепенно, вспыхивая лишь на мгновения, страсти немного угасают. Ахмед и Ника не питают любви ко всё ещё противнику, но со временем уже готовы примириться с существованием друг друга. Чеченец даже не выдаёт грузина заглянувшим к Иво абхазцам. А в финале они волею судьбы оказываются по одну сторону.

Но логика войны неумолима. Одному из них всё же придётся погибнуть…

Эстонско-грузинские мандарины


Абхазские эстонцы не киновымысел, они существуют на самом деле. Их предки поселились в тех краях в конце XIX – начале XX вв. А в начале 1990-х большинство уехало, в основном в Эстонию, на историческую родину. Из-за войны, конечно.

Честно говоря, видя в списке актёров Эльмо Нюганена, я был уверен, что фильм снимал именно он. Это один из культовых эстонских режиссёров, имя которого прекрасно знают театралы не только Эстонии, но и России, и скандинавских стран. Проморгав имя режиссёра в начальных титрах, по ходу фильма в своём подозрении я только укрепился. Лента снята в сдержанной, даже скуповатой манере, характерной для североевропейских кинематографистов, к которым относится и Нюганен. Да и рассматривалась история так, словно конфликт разбирал представитель третьей стороны, нейтральной. 


Но в конце фильма вдруг выяснилось, что режиссёр, да ещё и автор сценария – грузин, Заза Урушадзе. К сожалению, ничего другого из его работ я не видел. Но уже одной этой достаточно, чтобы проникнуться уважением к мастерству Урушадзе.

Грузин, наверняка патриот своей страны, с болью переживающий потерю Абхазии, которая сопровождалась страшным кровопролитием, сумел стать над своим национальным пониманием ситуации и убедительно поведать историю о Людях вне национальности и религии. Не случайно в картине такой национальный «компот», что разделение на народности теряет всякий смысл. 

Картина абсолютно камерная, сосредоточенная в основном на четвёрке главных героев и доме Иво. Тем не менее смотрится на одном дыхании. Потому что интересно наблюдать за четырьмя хорошо проработанными характерами, да и интрига нешуточная. 

В такой ситуации обычно всё держится на диалогах. Но если, к примеру, у мастера диалогов Тарантино герои бесконечно болтают, словно их рот – продолжение тех стволов, из которых они периодически обязательно постреливают, то персонажи Урушадзе говорят так, будто за каждое изречённое слово должны платить. Поэтому всё продумано, тщательно взвешено и бьёт в точку.

Кастинг в фильме тоже удачный. Уже упомянутый Нюганен не только классный режиссёр, но и неплохой актёр. Наивный, добродушный «Винни Пух», которому не столько нужны деньги, сколько жалко, если пропадёт богатый урожай. И классическая случайная жертва войны, в которой он совершенно ни при чём.


Как и у Нюганена, у Месхи роль, скажем так, одна из наименее главных. Она и по хронометражу уступает всем остальным. Но сыграна тоже вполне пристойно. Актёр, волею судьбы ставший солдатом, отчасти из-за скверных жизненных обстоятельств (мало работы), но и из патриотических побуждений тоже.

Чеченец Ахмед – второй по значимости персонаж. Наёмник, воюющий за деньги и идею одновременно. Человек слова, способный широким жестом отдать зарплату незнакомому эстонцу, потерявшему дом. Хотя пошёл воевать, чтобы помочь бедствующей семье. Всё это успешно воплотил Георгий Набашидзе.

Заглавная роль старика Иво досталась Лембиту Ульфсаку, ещё одной культовой фигуре эстонского искусства. Поколение моего возраста и постарше по всему бывшему СССР должно знать, как минимум, его Тиля Уленшпигеля и профессора Паганеля. В Эстонии это ещё и знаменитый театральный актёр. 

На старике Иво всё повествование, в общем-то, и держится. Это тот герой, который объединяет всех, формирует главные философские вопросы фильма, и даёт ответы на некоторые из них. Ульфсак отлично справился с задачей. Его персонаж убедителен, когда подводит своих подопечных к мысли, что следует научиться видеть друг в друге прежде всего не врага, а человека, тогда на многое смотришь иначе. 


У фильма хорошее так сказать «послевкусие». К нему неизбежно возвращаешься в мыслях. Он не навязывает аксиом, зато ставит кое-какие важные вопросы. На которые хочется найти ответ, хотя понимаешь, что не на всё, к сожалению, можно ответить. Впрочем, бессмысленность любой войны показана яснее ясного.

Музыка на протяжении большей части фильма ничем не примечательна, так, озвучка по принципу «шоб було». Но вот финальная песня понравилась, да и удачно попала в настрой картины.  

Вывод, полагаю, очевиден. Смотреть стоит. Ставлю пять с плюсом из семи возможных баллов.

Тактико-технические характеристики:
Идея: 1234567
Зрелищность: 1234567
Сюжет: 1234567
Диалоги: 1234567
Режиссура: 1234567
Актерская игра: 1234567
Музыка: 1234567
Убойная сила: 1234567

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ПОПУЛЯРНЫЕ СООБЩЕНИЯ: